Сигизму́нд Домини́кович Кржижано́вский (30 января [11 февраля] 1887, Киев — 28 декабря 1950, Москва) — советский писатель и драматург, философ, историк и теоретик театра.
Основные произведенияПовести1924 — Странствующее «Странно»
1926 — Клуб убийц букв
1927—1928 — Возвращение Мюнхгаузена
1929 — Материалы к биографии Горгиса Катафалаки
1929 — Воспоминания о будущем (опубликована в 1989).
Книги новелл[править | править вики-текст]
1919—1927 — Сказки для вундеркиндов
1927—1931 — Чужая тема
1932—1933 — Чем люди мертвы
1937—1940 — Мал мала меньше
1940 — Неукушенный локоть (Рассказы о Западе)
1940 — Сборник рассказов 1920—1940-х годов
Очерки1924 — Московские вывески
1925 — Штемпель: Москва (повесть в очерках)
1925 — 2000 (К вопросу о переименовании улиц)
1925 — Коллекция секунд
1933 — Салыр-гюль (узбекистанские импрессии)
1937 — Хорошее море (выделено из «Сборника рассказов 1920-40 годов» редактором Вадимом Перельмутером)
1945—1948 — Москва в первый год войны (физиологические очерки)
ПьесыЧеловек, который был Четвергом (по схеме Честертона) (Драматическая переработка одноимённого романа Честертона)
Тот третий (не поставлена)
Писаная торба (не поставлена)
Смерть бросает кости (не поставлена)
Поп и поручик (мюзикл на музыку Сергея Василенко, не поставлен)
Малахов курган (не поставлена)
Корабельная слободка (не поставлена)
Фрегат «Победа» (не поставлена)
Сценарии1930 — «Праздник Святого Йоргена» (в титрах сценаристом указан режиссёр Протазанов)
1933 — Новый Гулливер (в титрах не указан).
Либретто к операм1936 — Евгений Онегин (музыка Сергея Прокофьева)
1938 — Кола Брюньон (музыка Дмитрия Кабалевского)
1942 — Суворов (музыка Сергея Василенко)
Статьи о литературе и театреПоэтика заглавий
Философема о театре
Страны, которых нет
Фрагменты о Шекспире
Искусство эпиграфа (Пушкин)
Драматургические приемы Бернарда Шоу
Театрализация мысли
Личные записи и размышленияЗаписные тетради (короткие заметки, наброски, эскизы, замыслы — осуществленные и неосуществленные, афоризмы, мысли, наблюдения).